«Новые методы и технологии преподавания в коррекционной школе в соответствии с ФГОС-ами» (тема №1)
(240 часов, дистанционно)
Данные разработки представляют собой учебно-методический комплект программы повышения квалификации, разработанной
для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предназначенные для дистанционного обучения (коды по ОКСО – 050714, 050713, 505719, 050712). В основу методических материалов положена идея позитивной социализации ребенка, независимо от его стартового состояния, средствами образования, которая является генеральной линией ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Именно с точки зрения позитивной социализации и развивающего образования, нами была разработана технология социальной реабилитации ребенка как совокупность коррекционно-развивающих методов и приемов воздействия в специально создаваемых образовательных пространствах.
Учебно-методический комплект для учителей-дефектологов включает диагностический модуль, освещающий проблемы комплектования классов и групп детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте индивидуального и дифференцированного подходов, являющихся методологической основой ФГОС-ов для специального образования; теоретические основы организации коррекционного обучения разработаны в контексте реализации п.1.6, 1.7,1.8, ФГОС; конкретные разработки уроков - это разновариантные модели учебного процесса. УМК построен таким образом, что его можно использовать не только для повышения квалификации, но и для реальной работы учителей-дефектологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Набор не ведётся!
Цель программы:
Освоение учителями, учителями-дефектологами, учителями начальных классов и начальных классов компенсирующего, коррекционно-развивающего образования профессиональных умений:
Определять «сильные и слабые» стороны познавательной деятельности учащегося с ОВЗ с целью разработки индивидуального и дифференцированного подхода к организации коррекционного обучения с опорой на «сохранные стороны» личности ребенка и оформлять собственные методики и средства коррекционно-педагогической работы.
Задачи программы:
Сформировать теоретические основы коррекционного обучения с позиций современных технологий диагностики детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальное недоразвитие, ЗПР;
Обеспечить освоение учителями-дефектологами инновационных коррекционно-развивающих технологий планирования и анализа урока, как основной составляющей учебного процесса;
Сформировать профессиональные умения у учителя-дефектолога, позволяющие ему самостоятельно организовывать обучение детей с ОВЗ, то есть научить учителя моделировать систему уроков, разрабатывать тематическое планирование с учетом возможностей и способностей ребенка, за которого он несет ответственность, то есть научить учителя прогнозировать результаты коррекции и развития на основе отобранных форм, моделей, способов достижения этих результатов; Сформировать профессиональные умения у учителя-дефектолога по организации контроля не только за качеством знаний, умений и навыков, но и за уровнем развития высших психических функций ребенка как критериального показателя качества образовательных услуг.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 3-х частей и 2-х видеофильмов:
Часть 1 - «Диагностическая часть» - направлена на отработку профессиональных умений учителя отслеживать динамику обучаемости учащегося с умственной отсталостью. Рассмотрение особенностей познавательной деятельности учащегося позволит учителю организовывать учебный процесс, опираясь на учение Л.С. Выготского «О зонах актуального и ближайшего развития». ФГОС для детей с ОВЗ и требования законодательства к учебно-воспитательному процессу.
Часть 2 - «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса» содержит материал, освещающий методику коррекционного обучения детей с ОВЗ любого варианта нарушения, в которой учитель найдет простые и четкие ответы на очень сложные вопросы: Как разрабатывать коррекционно-развивающий урок? Как формулировать цели и задачи (особенно коррекционную)? Как отбирать и комбинировать методы и приемы обучения? И почему так? Какие бывают этапы урока и чем их насыщать? В материалах данного модуля впервые приводится система дидактических требований к использованию методов обучения в коррекционной школе. Авторы предлагают слушателям детально прописанный алгоритм шагов методических действии, реализация которых будет обеспечивать высокий уровень профессионального мастерства учителя-дефектолога при использовании любого метода и приема! Технология формирования графической грамотности у учащихся коррекционных школ рассматривается как мощнейшее средство коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности; система работы с учебником открывает новый диапазон заданий и упражнений, направленных на формирование умения общаться с книгой.
По основным предметным областям (математике, русскому языку, чтению, развитию речи) авторы включили описание ключевых, базовых позиций каждого процесса: чтения, письма, счета и т.д., учет которых обязателен при работе в коррекционной школе.
В Приложении представлены оценочные таблицы профессиональной компетентности учителя, которые могут быть адаптированы для организации мониторинга в школе.
Часть 3 - «Конспекты уроков в младших и старших классах коррекционной школы». В 3-ей части учебно-методического комплекта программы повышения квалификации учителей-дефектологов представлены конкретные методические разработки уроков, перспективного планирования, которые отражают инновационные технологии внедрения коррекционно-развивающего компонента в учебный процесс. Четкие формулировки целей урока, структурная определенность этапов, комбинирование методов и приемов работы в ходе каждого из них, методически правильное название каждого метода, комментарии к коррекционным приемам – все это и много другое направлено на то, чтобы учителя реально могли представить алгоритм внедрения коррекционного компонента в учебный процесс в специальной школе VII-VIII видов.
Этот материал будет полезен и специалистам I-VI видов коррекционных школ.
В данной части представлены конкретные методические разработки уроков, перспективного планирования, которые отражают инновационные технологии внедрения коррекционно-развивающего компонента в учебный процесс.
Особого внимания в этом плане заслуживают административно-диагностические контрольные работы, в содержание которых мы включили контроль за развитием высших психических функций. За более, чем десятилетнюю практику их использования, педагоги, а особенно зам.директора по УВР отмечают их особую актуальность при организации внутришкольного контроля в учреждениях, где обучаются инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Видеоматериалы иллюстрируют систему планирования урока и технологию разработки коррекционно-развивающих упражнений для коррекции различных психических процессов:
1. Лекция "Сущность и содержание коррекционно-развивающего компонента в организации и планировании учебного процесса";
2. Уроки в младших и старших классах коррекционной школы; лекция "Технология разбора и анализа урока"
АВТОРЫ:
Аксенова А.К. - кандидат педагогических наук, профессор
Алешина А.М. - психолог-дефектолог
Боровик О.В. - кандидат педагогических наук, педагог-дефектолог, психолог
Воронкова В.В. - профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедры дефектологии, ведущий ученый в области олигофренопедагогики
Желдакова Е.В. -учитель-дефектолог
Забрамная С.Д. - профессор кафедры олигофренопедагогики дефектологического факультета МПГУ, ведущий ученый в области дифференциальной диагностики и изучения детей с разной патологией
Кремнева С.Н. - учитель-дефектолог, директор школы № 532
Перова М.Н. - профессор, доктор педагогических наук
Смирнова Т.И. - учитель-дефектолог
Терехова И.А. - учитель-дефектолог
Тюрина Т.М. - учитель-дефектолог
Федорова Г.А. - учитель-дефектолог
Худенко Е.Д. - доцент, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, директор АНМЦ «Развитие и коррекция»
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Слушатель, освоивший программу, должен повысить профессиональную компетенцию в следующих областях:
- в области мотивации учебной деятельности учащегося с ОВЗ в контексте личностно-ориентированного подхода, учитывающего зоны «актуального» и «ближайшего» развития каждого ученика; углубление знаний психофизиологических основ недоразвития познавательной деятельности детей с ОВЗ различной этиологии и их дифференциальной диагностики.
- в области обеспечения информационной основы деятельности, повышение уровня методического мастерства, освоение им технологии использования словесных наглядных и практических методов обучения с учетом коррекционного компонента, умения структурировать учебный процесс с позиций усиления коррекционной направленности всех его компонентов; внедрение инновационных методов и принципов организации коррекционного обучения; повышение уровня научно-методических знаний для развития творческого потенциала каждого учителя.
Что получит школа в итоге обучения своих специалистов?
Самые прогрессивные научно-методические материалы, специально разработанные ведущими учеными в области коррекционной педагогики и не имеющие на сегодня аналогов.
Подробнейшие материалы к педсоветам, семинарам, методическим объединениям, образцы различных моделей коррекционно-развивающих уроков в начальном - старшем звеньях. Кроме того, вы получите материалы, в которых подробно описывается система требований к использованию методов обучения в коррекционной школе.
Хорошего дефектолога, владеющего творческими вариантами эффективной организации обучения умственно отсталых детей, детей с ЗПР, с комплексным дефектом.
УЧЕБНЫЙ
ПЛАН
курсов повышения квалификации на
основе дистанционного обучения
учителей,
учителей-дефектологов коррекционных школ,
школ-интернатов
Цель
программы: освоение учителями и учителями-дефектологами, работающими
с детьми с ОВЗ, с детьми-сиротами профессиональных умений: - Моделировать
коррекционно-развивающее сопровождение учебного процесса; - Конструировать и
оформлять собственные методики и средства коррекционно-педагогической работы.
Категория слушателей: учителя-дефектологи,
работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья обучения (коды по
ОКСО – 050714, 050713, 505719, 050712).
Срок обучения: программа рассчитана на 240 часов;
Форма обучения:
дистанционная.
Режим
занятий: 4 часа в день, 5 дней в неделю.
№
п/п
|
Наименование разделов и дисциплин
|
Всего, час
|
в том числе
|
Форма контроля
(тест)
|
семинары
|
Самост.
работа
|
Пед. практика
|
1
|
Диагностическая часть
|
110
|
69
|
9
|
32
|
1
|
2
|
Теоретические основы организации коррекционно-развивающего обучения
детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие
|
48
|
20
|
8
|
20
|
1
|
3
|
Конспекты
уроков для обучения детей с умственно отсталостью,
с задержкой
психического развития в начальных и старших классах
|
78
|
51
|
7
|
20
|
2
|
|
ВСЕГО:
|
|
|
|
|
3
|
Итоговый контроль
(итоговое тестирование)
|
4
|
-
|
-
|
-
|
4
|
|
ИТОГО:
|
240
|
140
|
24
|
72
|
4
|