№35: «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса для детей-инвалидов (с учетом требований ФГОС)»
(240 часов, дистанционно)
Программа рассчитана на учителей-дефектологов, учителей начальных классов и начальных классов компенсирующего, коррекционно-развивающего образования (коды по ОКСО – 050714, 050713, 505719, 050712).
Набор не ведётся!
Цель программы:
отработка системы профессиональных навыков и умений у учителей в организации учебно- воспитательного процесса для воспитанников ДДИ, обеспечивающих успешную социализацию каждого ребёнка с ОВЗ ,ребёнка инвалида в жизнь современного общества.
Задачи программы:
- отработать систему основных научно теоретических понятий, определяющих сущность коррекционно- развивающего обучения с учётом требований стандартов специального образования.
- сформировать профессиональные умения учителя-дефектолога, позволяющие ему разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого Ребёнка-инвалида в контексте развития компенсаторных механизмов личности ребёнка, и обеспечивающие ему полноценную реализацию конституционных прав
- отработать систему профессиональных умений учителя-дефектолога моделировать, планировать и разрабатывать коррекционно-развивающие уроки, занятия на основе внедрения инновационных технологий коррекции и развития ВПФ, обеспечивающих повышение качества социально-образовательных и реабилитационных услуг.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 3-х частей и 2-х видеофильмов.
Часть 1 «Система изучения детей с проблемами в развитии: комплектование классов и групп», в которой раскрываются вопросы : "Что такое умственная отсталость?", комплектование классов и групп учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости; особенности познавательной деятельности и технологии диагностики и изучения ученика. ФГОС для детей с ОВЗ и требования законодательства к учебно-воспитательному процессу.
Часть 2 «Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов» включает в себя: модели организации обучения учащихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости; современные подходы к планированию коррекционно-развивающих уроков; как использовать словесные, наглядные и практические методы обучения в учебном процессе (этого нигде больше нет!); обучение математике, грамоте, русскому языку (2 подхода - традиционный и инновационный (обучение глобальному чтению и пиктографическому письму); требования к планированию уроков развития речи.
Часть 3 «Конспекты занятий для подготовки детей с выраженной степенью умственной отсталости к школе; конспекты уроков в 0-4 классах»: система занятий (30 конспектов) для подготовки детей к школе; примерные конспекты уроков чтения (добукварный период); примерные конспекты уроков чтения и письма (инновационный подход); примерные конспекты уроков математики, развития речи; методические рекомендации.
Фильм 1 -"Сущность и содержание коррекционно-развивающего компонента в организации и планировании учебного процесса"
Фильм 2 - "Деятельностный подход в планировании уроков"
Фильм 3 - "Коррекционно-развивающие уроки в младших классах коррекционной школы VIII вида"
Фильм 4 - "Коррекционно-развивающие уроки в старших классах коррекционной школы VIII вида"
АВТОРЫ:
Худенко Е.Д. - доцент, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, директор АНМЦ «Развитие и коррекция».
Забрамная С.Д. - профессор кафедры олигофренопедагогики дефектологического факультета МПГУ, ведущий ученый в области дифференциальной диагностики и изучения детей с разной патологией,
Боровик О.В. - кандидат педагогических наук, педагог-дефектолог, психолог,
Шоркина Т.Д. – учитель-дефектолог ДДИ № 28 г. Москва.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Слушатель, освоивший программу, должен повысить профессиональную компетенцию в следующих областях:
-
в области дидактических основ коррекционного образования через отработку системы коррекционно-развивающих принципов обучения, определяющих современные подходы к планированию учебно-воспитательного процесса в контексте учения Л.С. Выготского «О компенсаторном характере обучения», зонах «актуального и ближайшего развития», «обходных путей развития», через отработку инновационной технологии планирования коррекционно-развивающих уроков на основе точных знаний о том, как формулировать цели и задачи урока; какова структура, логика урока и почему такая; как использовать словесные, наглядные и практические методы обучения в работе с детьми имеющими выраженную степень умственной отсталости, чтобы был эффект от обучения и ребенок чувствовал себя успешным.
-
в области информационной основы деятельности через освоение методов и приемов обучения и воспитания, соотносящихся с уровнем развития ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, и обеспечивающих успешное продвижение по индивидуальному образовательному маршруту, разработанному учителем с учетом требований стандартов специального образования;
-
в области мотивации учебной деятельности через отработку профессиональных умений вызывать у обучающихся интерес к предмету; выстраивать учебный процесс с учетом уровня развития учебной мотивации «индивидуальный и дифференцированный подход»); расширения диапазона методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся.
-
в области личностных качеств через развитие самоорганизации в процессе обучения; повышение уровня общей культуры, педагогического такта, деликатности в общении; развития навыка анализа причин поступков и поведения учащегося на основе углубленных знаний о специфике дефекта.