«Основы деятельности тьютора в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (тема №40)
(240 часов, дистанционно)
Программа рассчитана на
воспитателей, социальных педагогов, психологов, помощников, работающих с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ с отклонениями в развитии и с сохранным развитием (код ОКСО – 050718), а также на
родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
Цель программы: сформировать систему профессиональных навыков и умений тьютора организовывать условия для интеграции учащегося с особыми потребностями развития в образовательную и социальную среду школы для прохождения учеником индивидуального образовательного и социального маршрута.
Задачи программы:
1. Повысить уровень научно-теоретических знаний, регламентирующих и определяющих функционал тьютора, помощника сегодня в России.
2. Сформировать систему профессиональных умений, обеспечивающих высокое качество услуг, оказываемых тьютором.
3. Развитие креативности и творческого подхода к проектированию индивидуального маршрута ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ на основе создания позитивного партнерства с различными социальными группами.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 3-х модулей и видеоролика:
- Основы деятельности тьютора;
- Современные подходы к организации обучения, воспитания детей-инвалидов;
- Современные технологии в работе с отдельными категориями детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
Набор не ведётся!
Авторы:
Худенко Е.Д. – сопредседатель Совета ВОИ по проблемам детей-инвалидов, директор АНМЦ “Развитие и коррекция”, член-корреспондент Международной академии педагогического образования, эксперт Комитета по образованию Госдумы РФ
Карпенкова И.В. – кандидат социологических наук, психолог У «ЦРИД «Наш Солнечный Мир»
Шоркина Т.Д. – учитель-дефектолог ДДИ № 7 г. Москва
Приходько О.Г. - Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии Института Специального Образования и Комплексной Реабилитации
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Слушатель должен повысить следующие профессиональные компетенции:
-
в области информационной основы деятельности, предусматривающей расширение представлений о деятельности тьютора, основных направлениях, целях и задачах его работы; понимание функциональных особенностей и специфики их реализации в различных образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты с учетом особенностей каждого конкретного ребенка. Знакомство с технологией работы с РДА, «прикладной анализ поведения» или «поведенческой терапии» расширит диапазон знаний специалистов о современных способах работы с аутичными детьми. Технологии коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ДЦП, умственную отсталость, обеспечит необходимый запас теоретических знаний, необходимых профессионально грамотному специалисту.
-
в области развития механизмов мотивации через отработку научно-теоретического подхода к формированию личности, разработанного А.Н. Леонтьевым в контексте деятельностного подхода, предполагающего развитие побуждающих потребностей к деятельности детей с ОВЗ, тех детей, которые «не хотят» или «не реагируют» на любые стимулы. Поэтапное освоение тьютером методов и приемов развития мотивационно-потребностной сферы у детей с ОВЗ научат специалистов, тьютеров управлять деятельностью ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ.
-
в области организации профессионально грамотного психолого-педагогического сопровождения, направленного на включение любого ребенка с ОВЗ в школьную среду, на построение образовательного маршрута в контексте успехов и достижений ребенка, на расширение его социальной включенности через освоение им системы коммуникативных навыков и умений и отработки моделей социального поведения с тьютером. Отработка тьютором системы «жизненных навыков» будет способствовать более эффективной организации сопровождения, включающего взаимосвязанные друг с другом аспекты деятельности: диагностической, проектировчной,реализационной,аналитической.
-
в области личных качеств в развитии эмпатии и социорефлексии,обеспечивающих умение смотреть на ситуацию с точки зрения других и находить там позитивные опоры; формирование механизма «якорения» у ребенка-инвалида на успехах, перспективах развития и движении вперед; в формировании у тьютера паттернов поведения, обеспечивающих «защиту ему от эмоционального выгорания»; в расширении профессионального уровня.