Наши программы- это материалы, обеспечивающие освоение педагогами специальных методик обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом вашей квалификации и типа учреждения, в котором вы работаете.
Программа предназначена для воспитателей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, вожатых, работающих с детьми школьного возраста с отклонениями в развитии с сохранным развитием. (коды по ОКСО – 050718, 050711, 050702)
Данные разработки представляют собой учебно-методический комплект программы повышения квалификации, разработанной для специалистов по воспитательной работе, работающих с детьми с ОВЗ с учетом требований профессионального стандарта, требований ФГОС и предназначенные для дистанционного обучения. В основу программы положены целевые установки профстандарта определяющие в качестве приоритетной профессиональной деятельности «организацию воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учёту индивидуальных потребностей» Идеи реабилитации ребенка, независимо от его стартового состояния-является ключевой в системе реализации требований ФГОС.
Личностные результаты рассматриваются авторами как «овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся в различных средах» (ФГОС п.4.4), а также развитие у них позитивной социализации. В материалах программы представлен анализ обобщённых трудовых функций специалиста по воспитательной работе, каждая из которых рассматривается в контексте конкретной педагогической деятельности и формирования механизмов социального поведения воспитанников. В материалах представлено уникальное планирование воспитательного процесса для воспитанников от 6 до 16 лет, т.е. для всех возрастных групп, разработанное для специалистов, работающих с различным возрастным контингентом обучающихся с ОВЗ с учетом дифференцированных требований к результатам освоения АООП НОО. Данное планирование может стать основой для разработки рабочих программ, индивидуальных программ, «мини-программ» социального педагога, воспитателя, психолога, старшего вожатого и т.д. Оно осуществлено на основе учета основных мотивов и ведущей деятельности для каждой возрастной категории: выделен перечень основных социальных компетенций, моделей поведения для младшего, среднего, старшего школьного возраста применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья и соотнесено с возрастными стандартами социализации.
УМК построен таким образом, что его можно использовать не только для повышения квалификации, но и для работы специалистов, работающих с детьми, имеющими дезадаптивное поведение.
Основные материалы программы имеют гриф «Рекомендовано Минобразования РФ». УМК обеспечивает создание коррекционно-реабилитационного сопровождения процесса формирования личности воспитанников в контексте требований ФГОС, формирования основ психического здоровья, социальной реабилитации и их интеграции в современную жизнь, вооружения воспитателей и специалистов по социальной работе конкретными научно-методическими материалами, направленными на внедрение инновационных технологий в ежедневную практику воспитательской и социальной работы, с учётом требований профстандарта.
Набор не ведётся!
Цель программы:Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся с ОВЗ, с девиантным и отклоняющимся поведением на основе формирования у них социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учёта индивидуальных потребностей на основе реализации требований профстандарта и ФГОС.
Задачи программы:
- повысить уровень профессиональных компетенций у специалистов по воспитательной работе в области знаний, требований профстандарта; сформировать чёткое представление об обобщённых трудовых функциях и основных аспектах их реализации;
- сформировать теоретические основы коррекционного образования и воспитания с позиций личностно-ориентированного подхода, учитывающего «зону актуального и зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) и предусматривающего формирование механизмов мотивационно-потребностной сферы воспитанников как основы их позитивной социализации и психического здоровья;
- внедрить современные диагностические технологии изучения отклоняющегося поведения ребенка, изучения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации с целью организации социально-педагогической поддержки обучающегося в образовании;
- отработать систему профессиональных навыков и умений планирования и анализа различных компонентов воспитательного процесса с целью повышения качества организационно-педагогического сопровождения воспитательного процесса;
- сформировать систему профессиональных умений развития и коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников как основы по социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.
1 часть - "Основные направления воспитательной работы по формированию личности воспитаника" содержит материал, освещающий современные подходы к процессу воспитания в контексте требований прфостандарта, ФГОС-а; с позиции развития и коррекции личности ребенка, развития у него компенсаторных механизмов личности средствами воспитательного процесса. Программа содержит анализ профессионального стандарта специалиста по воспитательной работе, рассматриваемый применительно к каждой из 6 –ти обобщённых трудовых функций. Обобщённые трудовые функции излагаются по основным направлениям деятельности специалиста, изложенных в профстандарте. Представлена вся система планирования воспитательного процесса с позиции комплексного подхода: личностное развитие, охрана здоровья и физическое развитие, творческое воображение, трудовое воспитание, основы социализации и общения и т.п.
2 часть - "Инновационные технологии планирования воспитательного процесса". Данный модуль содержит конкретные методические разработки, освещающие технологию планирования коррекционно-развивающих занятий в контексте развития механизмов продуктивного общения у воспитанников. Представленные материалы включают в себя детальное описание технологии планирования занятия воспитателем. Особой внимание уделено тому, как формулировать цели и задачи, какой должна быть коррекционная задача и как ее определить и т.д. Авторы предлагают комплексный подход к разработке скоординированного планирования различных служб учреждения. Для каждого дня недели определено направление работы, которое может использовать воспитатель, социальный педагог, психолог для разработки своих «мини-программ». По вертикали мы заложили пошаговые программы: «Формирование механизмов личностного развития», «Развитие потребности к здоровому образу жизни», «Формирование ценностных установок к труду», «Развитие коммуникационных форм общения и освоение социального опыта поведения» и т.д. В зависимости от состояния ребенка-инвалида специалисты могут стартовать по данному планированию с разных позиций. Например, по личностному развитию» свой план начинается с первой недели ноября; а по «Физическому развитию» вы стартуете со второй недели сентября; по «Трудовому воспитанию» - с первой недели сентября и т.д. Данное планирование успешно прошло апробацию в более чем 400 учреждений образования и социальной защиты и имеет гриф «Рекомендовано Минобразованием РФ».
3 часть - "Программы коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса" Включает программу развития эмоционального самовыражения ребенка как условие коррекции по познавательной деятельности», «Программу социально-трудовой реабилитации подростков», технологию постинтернатного жизнеустройства воспитанников.
Фильм 1 - Современные технологии планирования социально-реабилитационной и воспитательной работы (лекция). Требования и технологии планирования и анализа занятий воспитателя и социального педагога
Фильм 2- Воспитательные занятия
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Слушатель должен повысить следующие профессиональные компетенции:
- Компетентность в области знаний профессионального стандарта специалиста по воспитательной работе
- Компетентность в области организации воспитательного процесса с учетом требований федерального образовательного стандарта, предусматривающего создание оптимальных условий для позитивной социализации, для охраны здоровья и индивидуального развития каждого воспитанника с ОВЗ, духовно-нравственного формирования личности.
- Компетентность в области организации социально-педагогической поддержки обучающегося в процессе социализации .
- Компетентность в области организационно-педагогического обеспечения проектирования и реализации программ воспитания на основе внедрения инновационных коррекционно-развивающих технологий в планирование воспитательного процесса, организацию и проведение занятий, в процесс формирования партнерских межличностных отношений между взрослым и ребенком.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
курсов повышения квалификации на основе дистанционного обучения
воспитателей коррекционных школ, школ-интернатов
Цель программы:
Создать условия в образовательном учреждении для повышения качества образовательных услуг в области воспитания детей и подростков с ОВЗ, с девиантным и отклоняющимся поведением, обеспечивающих формирование социальной жизненной позиции у воспитанников, соотносящейся с требованиями сегодняшней жизни. Категория слушателей: воспитатели детей школьного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием, социальный педагог (коды по ОКСО – 050718,050711)
Срок обучения: программа рассчитана на 240 часов;
Форма обучения: дистанционная;
Режим занятий: 4 часа в день, 5 дней в неделю.
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
в том числе |
Форма контроля (тест) |
||
семинары |
Самост. работа |
Пед. практика |
|||
1.1 |
Профессиональный стандарт специалиста по воспитательной работе |
6 |
10 |
|
|
1.2 |
Требовании ФГОС к социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации |
6 |
10 |
|
|
1.3 |
«Основные направления воспитательной работы по формированию позитивной социализации у воспитанников с ОВЗ» |
10 |
40 |
32 |
4
|
2. |
«Инновационные технологии планирования воспитательного процесса» |
8 |
25 |
20 |
4
|
3. |
«Программы коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса» |
7 |
36 |
20 |
|
|
ВСЕГО: |
|
|
|
|
4. |
Итоговый контроль (итоговое тестирование) |
- |
- |
- |
2 |
|
ИТОГО: 240 |
37 |
121 |
72 |
10 |