Наши программы- это материалы, обеспечивающие освоение педагогами специальных методик обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом вашей квалификации и типа учреждения, в котором вы работаете.
Данная программа представляет собой методические материалы (3 модуля), которые направлены на внедрение инновационных технологий диагностики и психолого-педагогической реабилитации, на отработку профессиональных умений педагогов, воспитателей планировать, моделировать коррекционно-развивающую среду в условиях домов ребенка, обеспечивающую психолого-педагогическую поддержку ребенку с ОВЗ. В предлагаемых материалах авторы отправной точкой в планировании работы взяли «психолого-педагогическую диагностику детей раннего возраста», рассматриваемую ими в контексте профилактики детской инвалидности, ранней помощи ребенку.
Программа рассчитана на воспитателей детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием (код ОКСО 050705), методиста дошкольного образования (код ОКСО – 050707), психолога, педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии (код ОКСО 050717).
Создание системы ранней психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду ,ребенку с ОВЗ в домах ребенка, в ДДИ. в ДОУ, направленной на развитие компенсаторных механизмов личности ребенка ,обеспечивающих его успешную социализацию.
- Сформировать у специалистов систему знаний об инновационных технологиях ранней диагностики и психолого-педагогической реабилитации.
- Расширить диапазон знаний в области содержания воспитательного процесса с позиций коррекционно-развивающей направленности.
- Отработать технологию мониторинга по основным линиям развития ребенка 0-4 года с учетом закономерностей психического развития нормы и особенностей детей с ПЭП и ТМНР.
Программа состоит из 3-х частей, тестовых заданий, заданий для самостоятельной работы, педагогической практики.
1 часть –"Современные подходы к диагностики детей раннего возраста», включающей в себя модель диагностического обследования; диагностику некоторых генетически обусловленных синдромальных форм психического дизонтогенеза; особенности психомоторного развития детей раннего возраста; показатели и методы диагностики нервно-психического развития детей 1-3-его года жизни; карты нервно-психического развития; обзор диагностических методик и пр.
2 часть – "Инновационные технологии в работе воспитателя как условие повышения качества услуг в домах ребёнка"; - эта часть программы освещает основные методики коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса; методы и приемы развития инициативности в контексте психологической готовности ребенка к обучению; систему детально разработанных конспектов занятий воспитателя, опирающихся на принципы коррекционно-развивающей направленности процесса воспитания. Комплексы упражнений по развитию и коррекции общей моторики у детей с ДЦП и ПЭП…,-все это представлено в данных материалах.
3 часть – "Комплексная программа развития и социализации ребёнка со сложной структурой дефекта." - это содержание воспитательного процесса, разработанное по основным линиям развития ребенка, учитывающим специфику развития детей с ПЭП, система коррекционно-развивающих упражнений по формированию сенсорного восприятия; методика развития высших психических функций у малышей - все это и многое другое найдет специалист в данных материалах.
- Видеолекции "Сущность и содержание коррекционно-развивающего компонента." и видеозанятия (логопеда, воспитателя, психолога) иллюстрируют теоретические подходы, изложенные в программе. Подробно отрабатывается алгоритм формулирования коррекционной и воспитательной задач; осваивается технология планирования занятий в тематическом планировании специалиста и осваивается навык моделирования занятия в контексте эффективной реабилитации ребенка.
Худенко Е.Д. - доцент, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, директор АНМЦ «Развитие и коррекция»,
Приходько О.Г. - доктор педагогических наук, профессор,
Дедюхина Г.В. – старший преподаватель кафедры дефектологии,
Кириллова Е.В. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МОГПУ,
Шаховская С.Н. - профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ.
Слушатель, освоивший программу, должен повысить профессиональную компетенцию в следующих областях:
- в области психолого-педагогической диагностики через освоение системы навыков и умений ранней диагностики ; отработки технологии мониторинга нервно-психического развития детей раннего возраста;
- в области обеспечения информационной основы деятельности через отработку и освоения основных коррекционно-развивающих методов и приемов развития, коррекции и реабилитации детей раннего возраста с ПЭП, с ТМНР путем внедрения инновационных технологий в систему воспитательного процесса;
- в области разработки программ деятельности на основе изучения и внедрения современных технологий мониторинга нервно-психического развития детей раннего возраста с ПЭП, с ТМНР; отработки умения эффективного планирования воспитательного процесса с позиции комплексной коррекции и реабилитации ребенка; разработки индивидуальных программ развития.
Особенности развития ребенка, направления и содержание воспитательного процесса, требования к планированию коррекционно-развивающих занятий и содержание процесса «коррекции реабилитации » - все это рассматривается в контексте современных технологий мониторинга раннего развития ребенка, опирающихся на исследования отечественных и зарубежных ученых:
Особое внимание авторы уделили проблеме личностного развития детей 0-4 лет, имеющих неврологические нарушения. Материалы в сборнике изложены в соответствии с основными линиями развития ребенка: социальной, физической, познавательной, речевой, самообслуживание, которые рассматриваются с позиции системного подхода к организации процесса психолого-педагогической реабилитации.
Рассматривая коррекционно-развивающую работу как составной компонент воспитательного процесса, авторы предлагают специалистам конкретно разработанный алгоритм внедрения инновационных технологий. В программе представлены направления и содержание диагностики и коррекционно-развивающей работы в домах ребенка; принципы и методы внедрения коррекционно-развивающих технологий в работу воспитателя.
Комплексная программа социализации ребенка-инвалида (III модуль) – это система коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса для детей 3-5 лет, имеющих сложную структуру дефекта, сочетанный дефект, детский церебральный паралич.
Эта программа прошла успешную многолетнюю апробацию и доказала высокую эффективность по всем показателям реабилитации.
Программа предназначена для повышения квалификации специалистов домов ребенка.